Тест: Хранители Петербурга!
Мы отобрали 20 самых необычных памятников и мест, которые будет интересно посетить каждому петербуржцу и гостю города!
В начале XVIII века на Василеостровском берегу Невы начинается строительство резиденции первого градоначальника Санкт-Петербурга, Александра Меншикова. Русские мастера, умельцы суздальских, копорских, тамбовских селений, крепостные князя, наемные рабочие под руководством архитектора Джованни Марии Фонтана, а затем Готфрида Иоганна Шеделя, возводят каменный трехэтажный особняк.
Первый ярус был отведен под мастерские, кордегардию, палату для приемов, другие служебные помещения. В цоколе разместились служащие домовладельца, складские помещения. Сердце дома, ассамблейный зал, покоилось на втором этаже, соседствуя со спальней Меншикова.
В 1714 году меншиковский дворец — самое высокое здание города. Оно превосходит по роскоши внутреннего убранства дворец Петра I. Усадьба становится излюбленным местом проведения светских мероприятий, из-за чего прозвана Петром I «Посольским домом».
После ссылки князя здание было отдано под склад. Указом 1731 года Анна Иоанновна определила дворец Сухопутному шляхетскому кадетскому корпусу. Скульптуры на аттике, изображающие греческих богов, заменили фронтоном с символикой кадетского корпуса. Ассамблейный зал отдали под домовую церковь. Восточный корпус, фундамент которого был заложен Меншиковым, достроен по образцу западного.
Право использовать особняк передавалось. Им владели:
Сейчас Дворец Меншикова — филиал Музея Эрмитаж. По проекту реставраторов, архитекторов и инженеров ему придали первоначальный вид. Посетители музея, пройдя скромные залы мастерских, поварни, передней, попадают на парадную дубовую лестницу. Экспозиция второго этажа знакомит с модными тенденциями дизайна Петровской эпохи.
Потолок и стены четырех комнат покрывают более 27 тысяч плиток, расписанных вручную. Изразцы были частично привезены из Голландии, частично произведены на заводах Петербурга, его окрестностях. На плитках изображены пасторальные сюжеты, пейзажи и бытовые сцены.
Хорошо сохранился Ореховый кабинет, отделанный деревянными панелями, наборным паркетом, аппликацией из черепахового панциря и бронзы. Здесь Меншиков хранил редкие вещи, принимал важных гостей, вел переговоры.
Богатство Большого зала легко переносит воображение на 300 лет. Бело-золотые стены, украшенные лепниной и пилястрами, были свидетелями «Петровских ассамблеи», свадеб великосветских особ царских кровей, маскарада в честь Ништадтского мира.
Бродя по анфиладам музея, трудно понять, где дворянский быт становится искусством, а дворец домом. Эту грань, между общественным и личным, праздным и повседневным, можно почувствовать, лишь побывав здесь на экскурсии.
comments powered by HyperComments