История постройки

В начале XVIII века на Василеостровском берегу Невы начинается строительство резиденции первого градоначальника Санкт-Петербурга, Александра Меншикова. Русские мастера, умельцы суздальских, копорских, тамбовских селений, крепостные князя, наемные рабочие под руководством архитектора Джованни Марии Фонтана, а затем Готфрида Иоганна Шеделя, возводят каменный трехэтажный особняк. 

Первый ярус был отведен под мастерские, кордегардию, палату для приемов, другие служебные помещения. В цоколе разместились служащие домовладельца, складские помещения. Сердце дома, ассамблейный зал, покоилось на втором этаже, соседствуя со спальней Меншикова.

В 1714 году меншиковский дворец — самое высокое здание города. Оно превосходит по роскоши внутреннего убранства дворец Петра I. Усадьба становится излюбленным местом проведения светских мероприятий, из-за чего прозвана Петром I «Посольским домом». 

После ссылки князя здание было отдано под склад. Указом 1731 года Анна Иоанновна определила дворец Сухопутному шляхетскому кадетскому корпусу. Скульптуры на аттике, изображающие греческих богов, заменили фронтоном с символикой кадетского корпуса. Ассамблейный зал отдали под домовую церковь. Восточный корпус, фундамент которого был заложен Меншиковым, достроен по образцу западного. 

Право использовать особняк передавалось. Им владели:

  • Военно-политическая академия;
  • Военно-транспортная академия;
  • 1-й Юридический институт;
  • военный госпиталь;
  • Ленинградский государственный университет.

Дворец-музей.

Сейчас Дворец Меншикова — филиал Музея Эрмитаж. По проекту реставраторов, архитекторов и инженеров ему придали первоначальный вид. Посетители музея, пройдя скромные залы мастерских, поварни, передней, попадают на парадную дубовую лестницу. Экспозиция второго этажа знакомит с модными тенденциями дизайна Петровской эпохи. 

Потолок и стены четырех комнат покрывают более 27 тысяч плиток, расписанных вручную. Изразцы были частично привезены из Голландии, частично произведены на заводах Петербурга, его окрестностях. На плитках изображены пасторальные сюжеты, пейзажи и бытовые сцены. 

Хорошо сохранился Ореховый кабинет, отделанный деревянными панелями, наборным паркетом, аппликацией из черепахового панциря и бронзы. Здесь  Меншиков хранил редкие вещи, принимал важных гостей, вел переговоры. 

Богатство Большого зала легко переносит воображение на 300 лет. Бело-золотые стены, украшенные лепниной и пилястрами, были свидетелями «Петровских ассамблеи», свадеб великосветских особ царских кровей, маскарада в честь Ништадтского мира. 

Бродя по анфиладам музея, трудно понять, где дворянский быт становится искусством, а дворец домом. Эту грань, между общественным и личным, праздным и повседневным, можно почувствовать, лишь побывав здесь на экскурсии.

comments powered by HyperComments