История сооружения

Напротив Смольного собора расположено место, где в Неву впадает один из ее крупнейших притоков, – река Охта. Вдоль берегов водоема еще задолго до основания Северной столицы располагались поселения, а позже здесь активно начала развиваться промышленность и торговля. Поэтому потребность в соединении двух берегов Невы в этом месте стала очевидной. Решение о строительстве моста было утверждено еще Николаем I в 20-х годах XIX века, однако денег на этот проект не нашлось, строительство моста было отложено, а вместо этого была организована лодочная переправа.

В 1860-х годах идею строительства сооружения вновь возродили и даже создали «Общество моста Охтинского». Велись долгие споры о месте его расположения и только в 1900 году окончательно утвердили план его возведения. Тогда был объявлен международный конкурс, и свои проекты для Большеохтинского моста представили архитекторы из России, Европы и США.

К 16 конкурсным заявкам добавили несколько внеконкурсных, среди которых был и проект профессора Кривошеина Г.Г. и военного инженера Апышкова В.П. В нем авторы реализовали смелую идею строительства разводного моста. В последствии этот проект и приняла комиссия. Со всеми доработками его утвердили в 1907 году. Итак, прошло почти столетие со времени начала разговоров о возведении Большеохтинского моста и в 1911 году мост был открыт. Второе его название – мост Петра Великого – дано в честь победы великого полководца в Полтавской битве. 

Архитектурные и инженерные решения моста

При проектировании моста были реализованы необычные и первые в своем роде решения. Большеохтинский мост состоит всего из трёх пролетов, причем крайние из них – самые длинные из всех мостов города. Их дорожное полотно подвешено на металлической арке. Башни по краям центрального пролета носят не только декоративный характер. В них спрятаны механизмы разведения моста. В обычном режиме они работают от электроэнергии и полностью разводят мост за 30 секунд. При необходимости мост можно развести и вручную, только уже за больший промежуток времени – от 11 до 26 минут. 

Консервативным петербуржцам облик моста не слишком пришелся по душе. Сочетание каменных башен и новых для того времени громоздких металлоконструкций им показался не совсем гармоничным. Однако остальным нестандартность и оригинальность нового моста очень даже понравилась. Как бы там ни было, нельзя не признать тот факт, что с появлением этого сооружения в Петербурге на один монументальный архитектурный и инженерный шедевр стало больше.

comments powered by HyperComments