Все городские мосты до середины XVIII века строились из дерева. В 1760-х годах, когда красавица-Нева стала одеваться в гранит, началась эра каменного мостостроения. Среди первых был Прачечный мост. Неподалеку от выбранного места строительства находились дворцовые портомойни для стирки белья, от которых произошло это уютное название.

Первые строители

Было решено устроить мост у истока реки Фонтанки, вытекающей с левой стороны Невы. Руководил проектом итальянский зодчий Игнацио Лудовико Росси, пользовавшийся в то время немалым авторитетом. За каменные работы отвечал талантливый мастер, будущий архитектор Тимофей Насонов. Это творческое содружество стало очередной удачей в русско-итальянских совместных опытах, взявших начало еще во времена Василия III при строительстве знаменитой Александровской слободы.

Головокружительный ансамбль

Рядом с новой переправой архитекторы Юрий Фельтен и Петр Егоров вскоре создали творение изумительной красоты – неповторимую решетку Летнего сада. Прачечный мост длиной чуть более 40 и шириной 14 метров, настолько гармонировал с чугунной оградой и гранитным одеянием набережной, что даже в начале XX века трудно было представить перемену каменного силуэта и отказ от знакомых линий арочных пролетов.

Проект реконструкции Прачечного моста

Однако полтора столетия верной службы городу не прошли бесследно. В 1908 году были выявлены признаки обветшания прежних конструкций. Но внешние параметры переправы были так важны, что архитектурная комиссия Академии Художеств отказалась от проекта инженера К.В. Евфимьева, предлагавшего сгладить крутизну мостового «горба». Это было сделано значительно позже, и не в такой сильной степени. В 1926 году прошла сложнейшая реконструкция моста. Потребовалось оградить течение реки, чтобы работать в сухой котловине. Были произведены капитальные ремонтные работы:

  • смена береговых опор;
  • восстановление быков-ледорезов;
  • укрепление арочных проемов бетонированием.

В результате была потеряна невероятная крутизна, свойственная первым переправам Петербурга. Однако, до сих пор можно ощутить резкий перепад высот, проехав по Прачечному мосту на хорошей скорости. 

Камень, запечатленный в слове

Интересно, что именно здесь Иосиф Бродский назначал свидания своей английской подруге Фейт Вигзел, приезжавшей в СССР в 1960-х годах. Поэт даже собирался жениться на девушке, но судьба не благоприятствовала этому замыслу. Однако Прачечный мост как место встречи влюбленных навсегда остался в рифмах великого поэта, ставшего классиком русской литературы.

Заключение 

Входя вместе с Верхне-Лебяжим и Эрмитажным мостами в триаду старейших, знаменитая переправа, соединяя Дворцовую и Кутузовскую набережные, все так же идеально вписывается в городское пространство, вызывая всеобщее восхищение.

comments powered by HyperComments